• USD Бирж 1.08 -10.33
  • EUR Бирж 12.7 -86.04
  • CNY Бирж 28.62 --15.92
  • АЛРОСА ао 78.5 -0.3
  • СевСт-ао 1910.4 -18.4
  • ГАЗПРОМ ао 159.2 -1.55
  • ГМКНорНик 155.2 -1.12
  • ЛУКОЙЛ 8076.5 -1.5
  • НЛМК ао 241.74 -2.74
  • Роснефть 582.2 +-2.45
  • Сбербанк 307.86 -0.76
  • Сургнфгз 34.815 -0.07
  • Татнфт 3ао 721.4 -2.1
  • USD ЦБ 91.69 92.05
  • EUR ЦБ 98.56 98.64
Эксперт меняется
Cобытия

Владимир Пастухов: «Задача обратного инжиниринга — экстренное импортозамещение»

Мнения
Владимир Пастухов: «Задача обратного инжиниринга — экстренное импортозамещение»
Фото: личный архив Владимира Пастухова
Один из инструментов импортозамещения — обратный, или реверс-, инжиниринг, распространенный в мире подход к разработке конструкторской документации (КД) на основе готового образца изделия. Агентство по технологическому развитию (АТР, входит в ВЭБ.РФ) реализует программу грантовой поддержки проектов обратного инжиниринга. Как получить этот грант и зачем российской экономике нужна такая программа, «Эксперт» обсудил с Владимиром Пастуховым, генеральным директором АТР.

— Обратный инжиниринг, очевидно, быстрый способ налаживания производства, но можно ли его считать полноценным импортозамещением, ведь речь идет о воспроизведении того или иного объекта, а не о создании оригинального продукта?

— Обратный инжиниринг — это один из инструментов импортозамещения, поскольку он позволяет в сжатые сроки разработать аналог изделия, которое в нашей стране выпускается в сравнительно небольших количествах либо вообще не производится и завозится из-за границы.

Речь идет не о слепом копировании, а о создании продукта, имеющего потребительские свойства не хуже, чем у исходного образца. Более того, комплектующие изделия, разрабатываемые путем обратного инжиниринга, могут отличаться от первоначальных образцов составом материалов и, соответственно, превосходить их по каким-либо эксплуатационным параметрам — это наглядно показали два года реализации агентством грантовой программы поддержки обратного инжиниринга критических комплектующих.

Аналогичный опыт имеется в Азии, в частности в Китае: его промышленность за последние 30 лет в буквальном смысле слова выросла на широком использовании обратного инжиниринга

— Кто определяет, какое изделие актуально для обратного инжиниринга? Какие показатели эффективности используются для принятия решения о выделении гранта на реверс-инжиниринг какого-либо комплектующего?

— Обоснование актуальности лежит, с одной стороны, на тех предприятиях, которым нужно заменить иностранные компоненты отечественными аналогами, с другой — входит в компетенцию АТР.

Потребитель того или иного комплектующего изделия направляет в агентство запрос с обоснованием необходимости его обратного инжиниринга — для этого используется платформа Sk RnD Market, созданная фондом «Сколково». Через нее к нам поступило почти 2 тыс. запросов от почти 500 потребителей, и большинство из них принято в работу.

Профильная экспертная группа проводит оценку критичности подобного проекта. У агентства таких групп 20 по всем основным отраслям реального сектора экономики России, они состоят из специалистов ведущих научных организаций и технических вузов, промышленных предприятий. Потом организуется конкурс на выбор исполнителей по проекту и определяется победитель. Критерии простые — величина затрат на разработку конструкторской документации, срок выполнения проекта.

Потенциальные разработчики, претендующие на получение грантов, проходят процедуру квалификации в АТР: они подтверждают свои возможности и опыт в области опытно-конструкторских работ или реализации проектов на условиях государственного софинансирования.

Непосредственно сама квалификация проводится через Государственную информационную систему промышленности. Всего с ее помощью квалифицировано более 230 разработчиков.

Обратный инжиниринг

— Какой средний размер гранта на обратный инжиниринг, от чего он зависит?

— Размер гранта зависит от отрасли. В среднем по поддержанным проектам он составляет порядка 45 млн руб. на один проект.

Размер финансирования по конкретному проекту зависит от степени сложности его разработки, но в любом случае не может превышать 100 млн руб. Из них 80% — это сам грант, еще 20% — средства исполнителя

— Кому принадлежат права на интеллектуальную собственность, возникшую в ходе обратного инжиниринга, который финансировался за счет грантов, выделенных агентством? Кто и на каких условиях может этой собственностью пользоваться?

— Право собственности на конструкторскую документацию, разработанную в рамках нашей грантовой программы, принадлежит АТР. Любой производитель, прошедший у нас процедуру квалификации, а их уже более 600, может получить ее для налаживания серийного выпуска конкретного изделия на возмездной основе.

— Видите ли вы на сегодняшний день возможность экспортных поставок товаров и технологий, созданных с применением обратного инжиниринга?

— Подобные возможности существуют. Но изначальная задача инструмента — экстренное импортозамещение, недопущение остановки производств и снижение рисков от нарушенных цепочек поставок.

Наши приоритеты лежат в плоскости обеспечения внутреннего рынка. По мере удовлетворения этих потребностей есть смысл выхода на экспорт, но это не краткосрочная перспектива.

Надо понимать, что речь идет о чрезвычайно сложной задаче: для признания и защиты прав на воссозданные за счет обратного инжиниринга изделия, как показывает мировая практика, требуются годы. На этот процесс влияет ряд факторов: адаптация норм международного права, укрепление репутации России в качестве технологической державы, конъюнктурные условия, конкуренция на глобальном рынке.

— Существуют ли риски юридических претензий к агентству со стороны производителей комплектующих, ставших исходным образцом?

— Мы таких рисков не видим. Агентство действует в рамках законодательного и нормативно-методического поля, установленного в стране.

— В каких отраслях обратный инжиниринг наиболее востребован и эффективен? Можно ли уже сейчас оценить экономический эффект от тех проектов, на которые агентством были выделены гранты?

— Обратный инжиниринг востребован практически во всех отраслях отечественной промышленности. Судя же по поддержанным агентством проектам, наибольший спрос на него предъявляют топливно-энергетический комплекс, машиностроение, химия, медицина и реабилитационная индустрия.

Всего в 2022–2023 годах финансирование было предоставлено более чем 220 проектам, которые в конечном счете обеспечат выпуск новой продукции на сумму не менее 20 млрд руб.

Обратный инжиниринг

— Как вы оцениваете мировой опыт обратного инжиниринга?

— Накопленный опыт обратного инжиниринга за границей чрезвычайно разнообразен. Его практическая реализация осуществляется по той же методологии, что и в России: материаловедческий анализ комплектующего изделия, построение цифровых моделей и перевод их в конструкторскую документацию, создание и испытание опытных образцов.

Различия же скорее кроются в приоритетах: на Западе акцент делается на обратный инжиниринг сложного оборудования и программного обеспечения, в Азии с его помощью разрабатывают аналоги самой различной продукции вплоть до гаек.

— Опыт обратного инжиниринга показывает, что улучшение создаваемых копий может создавать новые рынки и выводить конкурентоспособные продукты. Пример — китайский автопром. Вы ориентируетесь на китайский опыт при выдаче грантов на реверс-инжиниринг того или иного устройства или программы?

— Россия нарабатывает собственный опыт с учетом истории обратного инжиниринга в нашей стране, отсчитываемой с конца XVII века. Никита Демидов, Дмитрий Виноградов, Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Андрей Туполев, Иван Сидорин, Сергей Королев — это далеко не полный список людей, занимавшихся обратным инжинирингом и вписавших свои имена золотыми буквами в летопись России.

Обратный инжиниринг

КТО ПОЛУЧАЛ ГРАНТЫ АТР

  • «Технопарк-Мордовия»

Для развития российского производства критически важных элементов и комплектующих для аппаратов искусственной вентиляции легких серии «Авента» компанией «Технопарк-Мордовия» был разработан комплект конструкторской документации, изготовлен опытный образец преобразователя напряжения DC/DC 2 Вт взамен иностранного аналога. Средства гранта были направлены на закупку материалов, необходимого электроизмерительного оборудования, а также на заработную плату специалистов, которые занимались разработкой преобразователя.

Компания-производитель ООО «НИИИС им. А. Н. Лодыгина» ведет переговоры с рядом крупных приборостроительных предприятий России о возможности приобретения разработанной продукции.

  • «Агро-Оборудование»

Компания приняла участие в программе грантов на реверс-инжиниринг комплектующих по трем видам критических комплектующих: ситу и шнеку для шнековых сепараторов, а также резьбовому импеллеру для центробежных насосов. Ресурс для перечисленных комплектующих составляет: для импеллера один-два сезона, для шнеков — порядка 4 тыс. часов, для сит — 2 тыс. часов. У предприятий агропромышленного комплекса имеется большой объем зарубежного оборудования, и сейчас они испытывают сложности с поставками комплектующих. Особенностью данных комплектующих является необходимость их полного соответствия оригиналу — это касается как конструктива (так, для импеллера допустимое отклонение от оригинала составляет 0,09 мм — меньше, чем толщина бумаги), так и материалов.

«Агро-Оборудование» было признано победителем и заключило два соглашения о предоставлении грантов в рамках программы поддержки обратного инжиниринга. Сейчас компанией завершена разработка конструкторской документации на сито и шнек для сепаратора, завершается инжиниринг импеллеров для насосов.

  • Инжиниринговый центр цифровых технологий машиностроения УрФУ (ИЦЦТМ УрФУ)

По программе центр реализует в общей сложности более десяти проектов обратного инжиниринга в автомобилестроении, нефтехимии и сельскохозяйственном машиностроении.

Накопленный опыт успешной реализации НИОКР на протяжении последних лет позволил создать и внедрить на базе ИЦЦТМ технологию «Цифрового конструкторского бюро», основанную на отечественном программном обеспечении. Технология ускоряет проектирование за счет проверки максимального количества вариантов конструкторских решений в «цифре», начиная с самых ранних этапов проектирования. Такой подход позволяет существенно сократить объем конструкторских ошибок, время и стоимость доводки опытных образцов на этапе изготовления и испытаний.

Сейчас к открытию готовится собственное опытное производство на базе Центра инженерных разработок УрФУ. В основу производства заложены технологии быстрого прототипирования натурных образцов: литейные и аддитивные технологии, металлообработка на многокоординатных станках с ЧПУ, лазерная роботизированная сварка и резка. Запуск опытного производства позволит дополнительно сократить сроки перехода к серийному выпуску изделий разной сложности.

  • НПК «Техновотум»

Компания получила грант на реализацию проекта по разработке блендоскопа — прибора, используемого в системах авиационной безопасности для обработки и диагностики авиационных лопаток всех типов авиационной техники. При помощи блендоскопа производится зачистка лопаток авиадвигателей от дефектов, возникающих при их эксплуатации, таких как забоины, заусенцы или зазубрины. После их удаления производится контроль, выполняемый также блендоскопом. Разработанный НПК блендоскоп Wizard 8.22 применим к большому количеству отечественных авиадвигателей, среди которых могут быть как гражданские разработки (например, ПД-14), так и агрегаты двойного назначения.

В рамках проекта, получившего поддержку, был проанализирован блендоскоп от немецкого производителя Richard Wolf, затем с учетом его недостатков и требований отечественных потребителей на основе отечественных комплектующих был разработан блендоскоп Wizard, включающий в себя уникальный по конструкции капиллярный модуль и узел крепления фрез.

В итоге на рынок выведен критически важный прибор, обладающий принципами новизны и конкурентоспособности, а также получены позитивные первичные результаты апробации от организаций-потребителей. В планах НПК «Техновотум» стоит реализация блендоскопов Wizard 8.22, их модернизация с учетом критической потребности в блендоскопах с меньшим диаметром и большей длиной трубки (Wizard 6.46 и 8.46).


Материалы по теме:
Мнения, 27 мар 10:49
Для достижения цифрового суверенитета нужна собственная инфраструктура
Мнения, 18 мар 09:00
Как денежно-кредитная политика влияет на экономическую активность и доходы населения
Свежие материалы
Пасха превращается в семейную традицию
Общество,
В 2024 году христианский праздник намерены отмечать 85% россиян
Есть ли жизнь на обочине
Города,
Автотуристам предложили концепцию путешествия
Рынок акций устоял под негативом
Финансы,
Снижение Индекса Мосбиржи на неделе немного ускорилось