• USD Бирж 1.08 +10.2
  • EUR Бирж 12.62 +85.93
  • CNY Бирж 28.5 +-15.91
  • АЛРОСА ао 77.47 -0.27
  • СевСт-ао 1914.6 +-2.8
  • ГАЗПРОМ ао 154.13 +-0.24
  • ГМКНорНик 154.52 -0.04
  • ЛУКОЙЛ 7708 +-18.5
  • НЛМК ао 243.42 +-1.14
  • Роснефть 581.05 -1
  • Сбербанк 307.67 +-0.72
  • Сургнфгз 36.415 -0.1
  • Татнфт 3ао 717.7 +-2.7
  • USD ЦБ 91.82 91.12
  • EUR ЦБ 98.95 98.31
Эксперт меняется
Cобытия

Коридоры всеобщего благополучия

Промышленность
Коридоры всеобщего благополучия
Фото: Bernd Dittrich/Unsplash
Вице-премьер РФ Алексей Оверчук в интервью нашему журналу заявил о необходимости интенсивного развития международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», поскольку это логистически наиболее выгодный маршрут, на всем своем протяжении проходящий по территориям дружественных стран. Корреспондент «Эксперта» выяснил, что сейчас происходит с этим МТК и другими ключевыми транспортными коридорами.

Жизненно важная трансформация

Развитие международных транспортных коридоров на территории России позволит в ближайшее время полностью переориентировать поставки с западного направления на восточное и снизить последствия санкционного давления со стороны европейских стран. «При этом все МТК должны существовать в прочной̆ связке, чтобы обеспечивать России экономическую и политическую интеграцию в обширное евразийское пространство. Благодаря успешному использованию МТК будет синхронизирован товарообмен между странами, уменьшена себестоимость грузоперевозок, возрастет возможность развития транспортной̆ инфраструктуры», — отмечает эксперт Института проблем естественных монополий (ИПEМ) Светлана Кузнецова.

По ее словам, после завершения кризиса и отмены санкционного давления со стороны Евросоюза Россия получит дополнительную возможность для развития экономики и улучшения своих отношений с европейскими странами. «В таком случае развитие сети МТК создаст для России колоссальные транзитные возможности и возможности контролировать торговые пути», — указывают эксперты Института.

Основными торговыми партнерами России стали страны СНГ, Турция, Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Кроме того, крайне перспективным является рынок Африки. Сегодня задачей̆ российской̆ экономики является переориентация грузопотоков на восточные и южные направления. Это невозможно без создания новых логистических коридоров и расширения провозных мощностей̆ на уже существующих.

«В части логистических маршрутов произошло переформатирование — для многих категорий товаров закрыты сухопутные границы, в связи с этим растет роль морских портов, как логистических узлов. Мы наблюдаем усиление роли портов Юга и Дальнего Востока, в которых контейнерные перевозки находятся на историческом максимуме. С другой стороны, погрузка на сетях РЖД в сторону портов Балтики все еще выше, чем на других направлениях. В среднесрочной перспективе мы ждем, что Дальний Восток отберет первенство и у Балтики», — отмечает эксперт группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Игорь Голубничий.

По мнению руководителя группы стратегического планирования и прогнозирования Центра экономики инфраструктурных отраслей ЦСР Никиты Маховского, в настоящее время грузоперевозки во многие страны Азии, Африки, Латинской и Южной Америки осуществляются через морские порты Северо-Западного бассейна, что ставит под угрозу возможности дальнейшего расширения сотрудничества со стратегически важными партнерами в случае усиления санкционного давления со стороны «недружественных стран» и закрытия для России западных торговых маршрутов. «В целях минимизации подобных рисков для органов государственной власти и бизнеса видится целесообразным сосредоточить внимание на дальнейшем развитии потенциала маршрутов МТК в восточном направлении», — полагает он.

Разворот на Север

По данным Института проблем естественных монополий, сейчас особое внимание направлено на МТК «Север—Юг» и Северный̆ морской̆ путь (СМП) как часть Северного морского транзитного коридора (СМТК). Именно по этим направлениям необходимо усиление работы, полагает президент российского Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

«Мы сейчас столкнулись с двумя проблемами — это дефицит железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне (для развития экспортно-импортных перевозок между РФ, Китаем и юго-восточной Азией) и отсутствие достаточной активности по коридору „Север-Юг“ (транзит грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу). Мы видим, что соглашения подписаны, инвестиционные возможности вроде как подтверждены источниками, но высокой активности в этом направлении пока нет, — отмечает он. — В проекте участвует несколько государств помимо РФ и Казахстана, и все они стараются выстроить свои отношения, но при этом координация финансово-инвестиционных и технологических усилий сейчас отсутствует. Кроме того, у нас очень сильно различается уровень цифровизации. В РФ он высокий, Казахстан еще ничего, а у других стран оставляют желать лучшего».

Несмотря на сложности, работы по расширению пропускной способности коридоров и расшиванию узких мест идут. Так, по соглашению между РФ и Ираном, подписанного в мае прошлого года, готовится строительство железной дороги между иранскими городами Решт и Астара.

«Завершение реализации данного проекта станет важным импульсом для роста грузовой базы МТК „Север-Юг“ и увеличения его удельного веса в общем объеме перевозок по всем МТК на территории России с 1,1 % в 2023 г. до 5,3 % по итогам 2030 г.», — указывает Никита Маховский.

По мнению Павла Иванкина, глобальных эффектов от МТК «Север-ЮГ» на фоне всех принятых решений стоит ожидать к середине 2025 года.

Эксперты также назвали «узкие» места для развития Северного морского пути, который в основном нацелен на внутренние транспортные потоки на Дальний Восток и является одним из вариантов обхода ограничений пропускной способности Восточного полигона РЖД.

«Сейчас все заинтересованы, чтобы СМП „взлетел“, но тут есть свои проблемы. СМП связан с ледовой проводкой и у нас хороший запас флота ледоколов, но сам коридор растет за счет перевозки сырья, а это нишевая история и не универсальные суда. Развитие СМП сильно зависит от того, как будут развиваться арктические СПГ-проекты. И если в 2023 г. мы видели очень хороший результаты по развитию СМП, то в этом году глобального роста мы, вероятно, не увидим», — отмечает Павел Иванкин.

По его словам, для того чтобы создать полноценный МТК, необходимо развивать прибрежную инфраструктуру. «Это посты безопасности и другие объекты на суше. Вдоль СМП с сушей большие проблемы, там надо развивать дороги, социальную инфраструктуру. Эффекты мы увидим на горизонте 2030-2035 гг. при условии, что не будут снижаться темпы инвестиций в его развитие», — отмечает он.

По данным «Эксперт РА» и НИУ ВШЭ, в прошлом году план развития Северного морского пути был продлен до 2035-го, а также была запущена регулярная субсидируемая каботажная линия Мурманск — Камчатка. Перспективы использования Северного морского пути обеспечиваются наращиванием добычи полезных ископаемых и СПГ в Арктике, а также возможностью перенаправления поставок нефти из Балтийского бассейна на Северный морской путь.

По мнению Антона Табаха из «Эксперт РА», скорее всего от властей требуется ускоренное и льготное финансирование инфраструктурного строительства.

«Для российского контекста сейчас наиболее перспективным является морской вид транспорта, особенно на фоне привлекательности СМП, который может прийти на смену „разорванному“ сухопутному пути Китай-Европа», — отмечает Игорь Голубничий.

Помимо существующих маршрутов российские власти и экспертное сообщество изучают возможные маршруты новых транспортных коридоров. Так, летом 2023 г. глава Минтранса РФ Виталий Савельев заявлял, что обсуждается создание транспортного коридора из России в Западный Китай через территорию Монголии.

Эксперты Института проблем естественных монополий в своем докладе также указывали на необходимость формирования коридора в направлении Азово-Черноморского бассейна (АЧБ). Российские порты АЧБ играют важную роль в транспортной̆ системе страны и сохраняют роль локомотива в портовом секторе России.

Материалы по теме:
Промышленность, 23 апр 11:30
Как черноморские терминалы влияют на российскую экономику
Промышленность, 15 мар 19:02
В России начали строить первую ВСМ
Промышленность, 21 фев 11:30
Какие возможности кризис в Красном море открывает для Северного морского пути
В январе — октябре 2023 года товарооборот России и Индии вырос в два раза
Свежие материалы
Особая дата для всех поколений
Девять из десяти россиян обсуждают Великую Отечественную войну в кругу семьи
Стратегия не меняется
Мнения,
Что говорят эксперты о новом «майском указе»
Работа становится все удалённее
Общество,
К 2030 году число «цифровых» сотрудников в мире вырастет до 92 млн человек