Жизненно важная трансформация
Развитие международных транспортных коридоров на территории России позволит в ближайшее время полностью переориентировать поставки с западного направления на восточное и снизить последствия санкционного давления со стороны европейских стран. «При этом все МТК должны существовать в прочной̆ связке, чтобы обеспечивать России экономическую и политическую интеграцию в обширное евразийское пространство. Благодаря успешному использованию МТК будет синхронизирован товарообмен между странами, уменьшена себестоимость грузоперевозок, возрастет возможность развития транспортной̆ инфраструктуры», — отмечает эксперт Института проблем естественных монополий (ИПEМ) Светлана Кузнецова.
По ее словам, после завершения кризиса и отмены санкционного давления со стороны Евросоюза Россия получит дополнительную возможность для развития экономики и улучшения своих отношений с европейскими странами. «В таком случае развитие сети МТК создаст для России колоссальные транзитные возможности и возможности контролировать торговые пути», — указывают эксперты Института.
Основными торговыми партнерами России стали страны СНГ, Турция, Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Кроме того, крайне перспективным является рынок Африки. Сегодня задачей̆ российской̆ экономики является переориентация грузопотоков на восточные и южные направления. Это невозможно без создания новых логистических коридоров и расширения провозных мощностей̆ на уже существующих.
«В части логистических маршрутов произошло переформатирование — для многих категорий товаров закрыты сухопутные границы, в связи с этим растет роль морских портов, как логистических узлов. Мы наблюдаем усиление роли портов Юга и Дальнего Востока, в которых контейнерные перевозки находятся на историческом максимуме. С другой стороны, погрузка на сетях РЖД в сторону портов Балтики все еще выше, чем на других направлениях. В среднесрочной перспективе мы ждем, что Дальний Восток отберет первенство и у Балтики», — отмечает эксперт группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Игорь Голубничий.
По мнению руководителя группы стратегического планирования и прогнозирования Центра экономики инфраструктурных отраслей ЦСР Никиты Маховского, в настоящее время грузоперевозки во многие страны Азии, Африки, Латинской и Южной Америки осуществляются через морские порты Северо-Западного бассейна, что ставит под угрозу возможности дальнейшего расширения сотрудничества со стратегически важными партнерами в случае усиления санкционного давления со стороны «недружественных стран» и закрытия для России западных торговых маршрутов. «В целях минимизации подобных рисков для органов государственной власти и бизнеса видится целесообразным сосредоточить внимание на дальнейшем развитии потенциала маршрутов МТК в восточном направлении», — полагает он.
Разворот на Север
По данным Института проблем естественных монополий, сейчас особое внимание направлено на МТК «Север—Юг» и Северный̆ морской̆ путь (СМП) как часть Северного морского транзитного коридора (СМТК). Именно по этим направлениям необходимо усиление работы, полагает президент российского Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
«Мы сейчас столкнулись с двумя проблемами — это дефицит железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне (для развития экспортно-импортных перевозок между РФ, Китаем и юго-восточной Азией) и отсутствие достаточной активности по коридору „Север-Юг“ (транзит грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу). Мы видим, что соглашения подписаны, инвестиционные возможности вроде как подтверждены источниками, но высокой активности в этом направлении пока нет, — отмечает он. — В проекте участвует несколько государств помимо РФ и Казахстана, и все они стараются выстроить свои отношения, но при этом координация финансово-инвестиционных и технологических усилий сейчас отсутствует. Кроме того, у нас очень сильно различается уровень цифровизации. В РФ он высокий, Казахстан еще ничего, а у других стран оставляют желать лучшего».
Несмотря на сложности, работы по расширению пропускной способности коридоров и расшиванию узких мест идут. Так, по соглашению между РФ и Ираном, подписанного в мае прошлого года, готовится строительство железной дороги между иранскими городами Решт и Астара.
«Завершение реализации данного проекта станет важным импульсом для роста грузовой базы МТК „Север-Юг“ и увеличения его удельного веса в общем объеме перевозок по всем МТК на территории России с 1,1 % в 2023 г. до 5,3 % по итогам 2030 г.», — указывает Никита Маховский.
По мнению Павла Иванкина, глобальных эффектов от МТК «Север-ЮГ» на фоне всех принятых решений стоит ожидать к середине 2025 года.
Эксперты также назвали «узкие» места для развития Северного морского пути, который в основном нацелен на внутренние транспортные потоки на Дальний Восток и является одним из вариантов обхода ограничений пропускной способности Восточного полигона РЖД.
«Сейчас все заинтересованы, чтобы СМП „взлетел“, но тут есть свои проблемы. СМП связан с ледовой проводкой и у нас хороший запас флота ледоколов, но сам коридор растет за счет перевозки сырья, а это нишевая история и не универсальные суда. Развитие СМП сильно зависит от того, как будут развиваться арктические СПГ-проекты. И если в 2023 г. мы видели очень хороший результаты по развитию СМП, то в этом году глобального роста мы, вероятно, не увидим», — отмечает Павел Иванкин.
По его словам, для того чтобы создать полноценный МТК, необходимо развивать прибрежную инфраструктуру. «Это посты безопасности и другие объекты на суше. Вдоль СМП с сушей большие проблемы, там надо развивать дороги, социальную инфраструктуру. Эффекты мы увидим на горизонте 2030-2035 гг. при условии, что не будут снижаться темпы инвестиций в его развитие», — отмечает он.
По данным «Эксперт РА» и НИУ ВШЭ, в прошлом году план развития Северного морского пути был продлен до 2035-го, а также была запущена регулярная субсидируемая каботажная линия Мурманск — Камчатка. Перспективы использования Северного морского пути обеспечиваются наращиванием добычи полезных ископаемых и СПГ в Арктике, а также возможностью перенаправления поставок нефти из Балтийского бассейна на Северный морской путь.
По мнению Антона Табаха из «Эксперт РА», скорее всего от властей требуется ускоренное и льготное финансирование инфраструктурного строительства.
«Для российского контекста сейчас наиболее перспективным является морской вид транспорта, особенно на фоне привлекательности СМП, который может прийти на смену „разорванному“ сухопутному пути Китай-Европа», — отмечает Игорь Голубничий.
Помимо существующих маршрутов российские власти и экспертное сообщество изучают возможные маршруты новых транспортных коридоров. Так, летом 2023 г. глава Минтранса РФ Виталий Савельев заявлял, что обсуждается создание транспортного коридора из России в Западный Китай через территорию Монголии.
Эксперты Института проблем естественных монополий в своем докладе также указывали на необходимость формирования коридора в направлении Азово-Черноморского бассейна (АЧБ). Российские порты АЧБ играют важную роль в транспортной̆ системе страны и сохраняют роль локомотива в портовом секторе России.